• От ханафуды до Марио

    Сегодня очень сложно представить себе человека, который никогда бы не слышал о «Nintendo». И это неудивительно – история компании «Nintendo» насчитывает более 100 лет! Удивительно другое – эволюция и те изменения, которые произошли за это время, ведь не секрет, что сто лет назад не было ни только игровых консолей, но даже телевизоров, к которым их можно было подключать!

    А началось все в 1889 года с Фусадзиро Ямаути, который основал компанию «Маруфуку» в Киото. Выпускала компания традиционные японские колоды карт ручной работы: кабуфуду, харифуду, мекурифуду, ханафуду и др. Большая часть колод предназначалась в основном для азартных игр, которые в то время еще не были запрещены. Однако цветочные карты – ханафуда — практически всегда оставались популярными среди всех слоев населения. Яркие красочные картинки на картах в традиционном японском стиле и веселые, несложные, понятные даже детям игры – секрет успеха ханафуды. Цветочные карты и сегодня по-прежнему популярны (и уже не только в Японии), а компания «Nintendo» продолжает выпускать колоды ханафуды, которые, кстати, считаются эталонными по качеству!

    Но вернемся снова в прошлое. В 1907 году компания была переименована в «Нинтендо Коппаи», а ее продукция уже пользовалась популярностью и за пределами Киото. Помимо традиционных японских карт, в то время Нинтендо выпускала также карты европейского типа, более того, первым логотипом «Нинтендо» было изображение пиковой масти. Данный период в истории компании весьма длительный и, возможно, он бы длился и по сей день, однако популярность карточных игр резко упала. При том настолько, что множество колод тех времен, например мекури, осталось нераспроданными. Их по-прежнему можно приобрести, но вот как в них играть, уже почти никто не помнит, поэтому интерес они представляют разве что для коллекционеров.

    В изменившихся рыночных условиях, изменилась и «Nintendo». В 1963 году компания была переименована в «Nintendo Company, Limited», а в 1970 поменяла свой профиль деятельности, почти полностью переключившись на производство детских игрушек, для чего построила собственную фабрику! Одной из первых популярных игрушек компании стала «Ультра-рука» (ウルトラ ハンド, 1966) – механическая пружина, которая могла становиться длиннее или короче, с присосками на рабочем конце для захвата различных предметов. Создателем уникальной руки был инженер Гумпэй Ёкои, который впоследствии создал и огромное множество других игрушек, в том числе и первые в мире электронные игры, которые стали приносить «Nintendo» хорошие прибыли. Вот еще пара игрушек того времени: «Любовный тестер» – игрушка со стрелкой и двумя сенсорами, он и она брались за сенсоры, а стрелка показывала силу их любви друг к другу. «Прыгающая бутылка» (ジャンピングボトル, 1970) – «лазерный» пистолет и бутылка с сенсором – при попадании лучом в сенсор верхняя часть отпрыгивала, имитируя разбитие бутылки. Помимо всего этого «Nintendo» также выпускала и различные настольные игры, пластмассовые конструкторы и даже аппарат для приготовления сладкой ваты дома.

    Примерно в это же время «Nintendo» начала выпускать и свои первые пластиковые наборы для риичи-маджонга. После скорого появления автоматических столов и их массовой установки в дзянсо обычные наборы стали менее востребованы, однако наборы от «Nintendo» за это время успели стать настоящей классикой, вот несколько наборов разных ценовых категорий того времени:

    К маджонгу мы скоро вернемся, а про электронные игрушки «Nintendo» есть интересная история. Путешествуя на синкансине, Гумпэй Ёкои однажды увидел, как бизнесмен нажимает кнопки на калькуляторе, чтобы убить время и скуку. Тогда Гумпэй Ёкои подумал, почему бы не сделать карманную электронную игрушку с часами и будильником, чтобы ее было удобно брать с собой – так родилась концепция культовой серии игр «Game & Watch», которые выходили с 1980 по 1991 год. Всего за 11 лет вышло ровно 60 различных игр (считая «YM-901» — ограниченный тиражом в 10000 экземпляров). На одном устройстве можно было играть только в одну игру – это было связано с технологическими ограничениями того времени – ЖК-экраны были сегментированными и не позволяли отображать произвольную информацию. Среди самых известных игр этой серии можно назвать «Donkey Kong» и «Donkey Kong 2», вышедшие в 1982 и 1983 г., соответственно. Обратите внимание на дизайн корпуса «Donkey Kong 2» – считается, что «Nintendo DS» был создан на основе концепта 1983 года.

    В том же 1983 году появился в продаже и «Computer Mahjong YAKUMAN» – электронный риичи-маджонг. Для того времени это разработка была уникальной: во-первых, игра была для двух человек – нужны были два устройства и кабель для их соединения между собой, во-вторых, для решения задачи отображения тайлов был использован ЖК-экран с пикселями. Для каждого тайла, правда, использовался свой мини-экран, а из-за их несовершенства потребовалось разработать специальный способ изображения для каждого из тайлов. Создал игру, кстати, всё тот же Гумпэй Ёкои. Уникальная игрушка имела и уникальную цену в 16800 йен – это примерно в три раза дороже любых других электронных игр того времени. Кроме того, для игры требовалось сразу два устройства, а также соединительный кабель еще за 2000 йен! Однако «Nintendo» выбрала правильное время для выпуска столь недешевого и специфического устройства: на 1980-е годы приходится пик популярности риичи-маджонга в Японии.

    Выпуск маджонг-компьютера ознаменовал окончание эры специализированных устройств, посвященных отдельным играм. 15 июля 1983 года вышла знаменитая игровая консоль «Famicom» (FAMIly COMputer, более известный за пределами Японии как NES – «Nintendo Entertainment System») с подборкой разнообразных игр, в том числе и будущим талисманом компании «Nintendo» – «Марио».

    Несмотря на то, что персонаж Марио появился еще в 1981 году, привычный нам платформер с горизонтальной прокруткой, Марио-водопроводчиком в главной роли, принцессой и грибным королевством в качестве места действия вышел только в 1985 году – эксклюзивно на платформе NES. Впоследствии игра получила множество продолжений и за редчайшими исключениями они всегда оказывались эксклюзивом для платформы «Nintendo». К 1993 году было продано 4 миллиона копий в Японии и 7 миллионов копий в США – «Марио» стал наиболее продаваемой игрой в мире. В 2008 году «Марио» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как наиболее продаваемая игра отдельно от игровых консолей (17,2 миллионов копий).

    Оглядываясь назад и задавая вопрос, в чем же секрет успеха компании «Nintendo», давайте попытаемся ответить. В умении адаптироваться, изменяться в соответствии с внешней средой и одновременно с этим сохранять верность традиции выпускать игры, за которыми всегда можно интересно и весело провести время в кругу семьи или в компании с друзьями, а будет это традиционная ханафуда или «Марио» на новейшей консоли «Nintendo Wii U» – неважно.

    _______________________________________________

    При составлении статьи были использованы фотографии и материалы следующих сайтов:

    Мы очень рекомендуем их всем любителям японской культуры и компании «Nintendo». На все используемые фотографии и материалы было получено специальное разрешение. Любое копирование статьи без согласования с «Лигой» и «Японским домом» запрещается.